Случайные находки в интерьере (Артемий Саранин)

Как работает мозг профессионального дизайнера? Как рождается творческая идея? Какие ступени она проходит, прежде чем воплотиться в объекте?

Рассказывает дизайнер интерьеров Артемий Саранин.

У меня может появиться идея в любой момент. Скажем, когда я иду по строительному магазину или даже мимо мусорных баков, могу предположить, как тот или иной элемент, форма или объём может трансформироваться в совершенно иную деталь интерьера. Как правило, идея рождается сама собой, без особых усилий с моей стороны. Думаю, тут дело не в «насмотренности». Чтобы быть дизайнером, на мой взгляд, не обязательно ездить на тематические выставки или читать соответствующие журналы: там я не получаю материал для размышления и формирования образов. Можно научиться смотреть на предметы, которые нас окружают, по-новому.

Хвосты китов с подъемным механизмом. ROLLS NOVINKA.

Дизайн-студия Allarstdesign Дизайнер видит в вещах материал для творчества. Так, например, из радиальных труб можно собрать стены или использовать их в отделке потолка, можно поиграть их длиной или диаметром… Представьте, только труба! Сколько разновидностей? А материалов труб? Углом среза можно решить сразу несколько задач.

Стены из труб. Кофейня REDCUP Сочи. Дизайн-студия Allarstdesign

Или, например, взять деревянные бруски разных размеров и объемов. Чем не материал для формирования объёма потолка? Таким образом можно работать абсолютно любым материалом. Так и получаются единственные в своем роде лестница из линеек, светильник из щепы или флаг из британских кед…

Флаг из кед. Гриль-ресторан FABRIKAKUHNI. Дизайн-студия Allarstdesign

Так, для декора окон в гриль-ресторане FABRIKAKUHNI я предложил собрать слово FABRIKA из английских книг, скрученных между собой саморезами.

Логотип из книг. Гриль-ресторан FABRIKAKUHNI. Дизайн-студия Allarstdesign

Иногда новые идеи рождаются из необходимости. Таким образом в пермском ресторане GASTROPORT появились торшеры из щепы. Для объекта, который расположен на берегу Камы, изначально предполагалось выполнить освещение из обмылков. Но нужного их количества собрать не удалось: наступили холода, всё замело снегом… В итоге мы заменили обмылки на детали из щепы.

Торшеры из щепы. Ресторан GASTROPORT. Дизайн-студия Allarstdesign

А вот в пабе BUTLER люстра была создана из бутылок. Сейчас этот приём широко используется в дизайне, а тогда, в 2013 году, приходилось импровизировать. Мы хотели сэкономить: взяли бутылки и фанеру. Казалось бы, «три копейки»! Однако люстра получилась дорогой: резка бутылок, многократная сборка и разборка, проработка элементов крепления, первые на то время светодиодные лампочки, которые «не влезали» в бутылку, потом их замена… А ведь стоимость первых диодных ламп была очень высокой…

Люстра из бутылок. Паб BUTLER. Дизайн-студия Allarstdesign

Уникальные светильники были разработаны и для азиатской лапшичной HOTWALK в Перми. Люстры из жести сделали весь проект уникальным. По задумке они должны были быть из гофрокартона, но эту идею воплотить не удалось. Поэтому мы согласовали мастер-форму и набрали общий объём. А из китайских ящиков собрали стеллаж, который стал ещё одной изюминкой этого интерьера.

Люстра из жести. Лапшичная HOTWALK. Дизайн-студия Allarstdesign

Ещё одна необычная люстра – светящийся шар – была придумана для проекта К16 café. Реализовать эту идею было сложно. Мы использовали неонлайт, дюралайт, неон. Помню, как засыпал с мыслью об этой люстре, я проснулся уже с готовым решением. Мне приснилась вся подетальная сборка, осталось только всё оформить в чертежи. Получилась интересная, безопасная и неповторимая люстра!

Светильник. К16 café. Дизайн-студия Allarstdesign

Для семейного кафе ЛЕТО я придумал яркое и удивительное решение на потолке – летящие капли дождя через летнюю радугу. Радуга была собрана из вентиляционной гофрированной трубы. Чтобы её покрасить, пришлось провести массу экспериментов… Наконец, решение нашли! Сшили чехлы для трубы и покрасили. Обратите также внимание на бар: он создан из маленьких шаров для пинг-понга.

Радуга из вентиляционных гофрированных труб, капли дождя и шарики для пинг-понга на барной стойке. Семейное кафе ЛЕТО Дизайн-студия Allarstdesign

Для одной российской кофейни REDCUP я использовал плитку сложной формы – даже не знаю, как эту фигуру назвать, проще, пожалуй, нарисовать. Благодаря таким деталям, которые мы придумываем сами, интерьер и становится уникальным.

Стена из стаканчиков, которые можно переставлять. Кофейня REDCUP. Дизайн-студия Allarstdesign

Интерьерные решения бывают иногда очень простыми и в то же время свежими. Так, в санузлах караоке-бара BAR&TON мне нужно было оформить стены. Вдохновленный высокоскоростными фотоснимками Линдена Гледхилла, я хотел использовать сплэши из краски, но не знал, как достичь нужного результата. Решение никак не давалось. Пока однажды мне не пришла в голову совершенно хулиганская идея. Я взял краску, залил её в презервативы и закидал ими туалеты. Эффект получился очень дерзкий, как и способ, которым его удалось достичь.

Сплэши из краски, сделанные необычным способом. Караоке-бар BAR&TON. Дизайн-студия Allarstdesign

Есть и второй путь, как найти интересное дизайнерское решение: идти от формы, на которую, условно говоря, можно натянуть материю. По образованию я – скульптор, и привык создавать сначала каркас, а на его основе – уже организовывать готовую фигуру. Такой случайной находкой стал, например, пол из гаек. Его можно увидеть в CRYSTALBAR, что находится рядом с кинотеатром «Кристалл». Мы не привыкли смотреть на гайку сверху и воспринимать объект, состоящий из множества гаек. Именно поэтому, когда видишь такой пол, не сразу понимаешь, из чего же он сделан? Главное – это удивление, которое испытывает посетитель: ведь такого он ещё нигде не видел!

Пол из гаек. CRYSTALBAR. Дизайн-студия Allarstdesign

Аналогичным образом в кафе Roll’s №1 в 2012 году, был выложен пол из американских монет. Монеты сверху я покрыл стеклопластиком таким образом, что поверхность стала ровной и гладкой. Это кафе, можно сказать, стало «музеем случайных находок». Там же можно увидеть и буквы из плитки, и деревянные балки разных объемов, и многое другое.

Пол из монет. Кафе Roll’s. Дизайн-студия Allarstdesign

Не нужно идти по лёгкому пути! Я убежден, что задача дизайнера не в том, чтобы переставлять предметы в интерьере, а в том, чтобы создавать собственные уникальные предметы интерьера, которые сделают его неповторимым. Кстати, они не всегда очень заметны и не всегда становятся акцентами интерьера. Однако такие находки всегда делают интерьер по-настоящему дизайнерским.

Артемий Саранин, дизайнер интерьеров